Культура и соперничество

фото Культура народов мира

Кросс-культурные исследования свидетельствуют

о том, что Соединенные Штаты являются одним из самых соперничающих обществ на нашей планете. Этот момент был ярко проиллюстрирован в исследованиях, сравнивавших белых детей из Соединенных Штатов с детьми из Мексики (Kagan, 1977).

В одном из исследований 8-летние дети играли в шарики с детьми того же пола из своей собственной культуры Характер игры допускает возможность как сотрудничества, так и соперничества, однако она была организована таким образом, что дети могли заработать шарики лишь при условии сотрудничества. Мексиканские дети сотрудничали примерно в 7 случаях из 10. В отличие от них, дети из Соединенных Штатов сотрудничали менее чем в 1 случае из 10. В другом исследовании сравнивали воспитание детей — мексиканских, мексиканоамериканских и англоамериканских. Среди детей в возрасте от 7 до 9 лет мексиканские дети сотрудничали 63% времени, мексиканоамериканские — 29% времени, а англоамериканские — лишь 10% времени.

Как можно объяснить столь разительные групповые различия? Каган подвергал систематической проверке возможные объяснения. В целом у жителей городов соперничество оказалось более выраженным, чем у жителей сельской местности, а у людей из более высоких социально-экономических классов — более, чем у людей более низкого социально-экономического происхождения.

Однако ни один из этих факторов не объясняет различий между мексиканоамериканцами и англоамериканцами. Когда исследователи сравнивают детей со сходным местом проживания и социально-экономическим статусом, культурные различия все равно сохраняются. Более того, эти различия в склонности к соперничеству нельзя объяснить различиями в размере семьи или способами поддержания родителями дисциплины. По всей вероятности, эти межкультурные паттерны отражают общие, присущие конкретным культурам взгляды на сотрудничество и соперничество, которые усваиваются детьми не только в их семьях, но также в школах, через средства массовой информации и различного рода спортивные состязания и игры. Чем дольше мексикано-американские дети подвергаются воздействию американской культуры, тем большую склонность к соперничеству они приобретают.

Мы уже видели, что паттерн соперничества мексикано-американских детей занимает промежуточное положение между мексиканскими и англоамериканскими детьми. Другие исследования показывают, что мексиканоамериканские дети, чьи родители выросли в Соединенных Штатах, обнаруживают большую склонность к соперничеству в сравнении с теми, чьи родители выросли в Мексике. Сходным образом мексиканоамериканские дети, говорящие только на испанском (и, следовательно, в меньшей степени подверженные влиянию американской культуры), демонстрируют меньшую склонность к соперничеству, чем дети, говорящие на двух языках. Взятые вместе, эти факты свидетельствуют о том, что, когда влияние американской культуры и ценностей увеличивается, дети приобретают более выраженную тенденцию к соперничеству.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *