Помощь ребенку в первом классе

Очень хочется сделать так, чтобы с первых же дней ребенку понравилось учиться,

Первый классчтобы ему было там действительно интересно, чтобы сам процесс познания не на шутку привлекал его. Только как ему помочь? Выполнять за него домашние задания – глупая затея: ведь так мы никогда не приучим его к самостоятельности

и умению преодолевать трудности. Может, не влезать вообще? Тоже несерьезно, скажу я тебе: время, потраченное на занятия с ребенком в первые месяцы обучения в школе, обратно пропорционально тому времени, которое ты будешь сидеть над уроками с ним в старших классах. Поэтому именно сейчас стоит просто набраться терпения и тренироваться, тренироваться, тренироваться…

Скажешь, ерунда какая-то?! Подумаешь, палочки да крючочки! Ну да, подумаешь! Только заодно подумай, сколько времени ты билась над ними когда-то и какое незаурядное упорство проявляли они, когда ни за какие коврижки не хотели правильно устраиваться на строчках…

Вспоминаю свой первый класс. Мама тогда каким-то образом умудрилась взять отпуск. И все ради того, чтобы в течение первой четверти рисовать со мной эти самые крючочки… Помимо стандартного набора «круглых» букв, которые выходили у меня исключительно угловатыми, помню, как я «застряла» на букве «у»: нижний крючок выходил у меня очень маленьким и больше напоминал крючок у «ц». И вот когда я уже исписала этими крючками целую страницу, мама в первый раз начала нервничать… Если бы кто знал, как мне было обидно… Нет, не потому что крючки не выходят: мне казалось, что они это делают специально – чтобы позлить маму…

Порой сейчас мне кажется, что без той закалки и без той маминой поддержки я бы не достигла всего того, чего достигла и – самое главное – чего собираюсь достичь. И вот если на душе становится чертовски плохо, я вспоминаю про ту самую букву «у»: ведь с ней-то я сладила! Значит, и тут все встанет на свои места!

Что я хочу всем этим сказать? Да то, что без твоей поддержки ребенок просто не справится с тем психологическим стрессом, который неизбежен в первые школьные месяцы. Здесь все совсем не так, как было в детском саду; здесь есть система контроля и оценивания – пусть даже в виде солнышек и бабочек! Здесь к нему иное отношение – как к ученику – и здесь он не только «может» – он «должен». Поэтому не предоставляй ребенка самому себе – даже если у тебя есть именно такой печальный опыт! Сделать его увереннее в собственных силах в состоянии только самые близкие люди – разве ты себя не относишь к числу последних?

Получается, первая заповедь, которая отныне должна быть непререкаемой, – ребенку надо помогать. Причем помощь ребенку в школе заключается не в банальной моральной поддержке и совместном пожимании плечами из-за неудачи или проливании слез над «зеленым бегемотиком», обозначающим откровенную двойку. Помогать – значит разбираться, что ребенок смог усвоить, а что ему никак не дается. Может быть, попробовать объяснить по-своему (иногда такое разностороннее объяснение – правильное учительское и бытовое родительское очень даже помогает, и ребенок через какое-то время начинает сам «переводить» практически научные формулировки на «человеческий» язык). Может быть, нарисовать яблоки и морковки или вырезать из бумаги – заодно и моторику потренируешь! – и потом еще раз покорпеть над задачей.

Только без нервов! Ребенок сам переживает, что не смог все усвоить. Почему это произошло? В принципе, причин может быть очень даже много: отвлекся, замечтался, не привык к манере объяснения, не поспевает за ним соображать в силу природной медлительности, не отличается само организованностью… Только не надо сразу же во всем обвинять учителя: добрая половина твоих «талантов» благополучно перекочевала к нему, да и потом к чему искать виноватого? Это ведь твой ребенок, и это ему что-то непонятно! Может быть стоит помочь ему научиться именно организованности – и тогда все пойдет дальше как по маслу! В любом случае все твои усилия воздадутся сторицей – и причем «вознаграждение» не заставит себя ждать.

Только сразу хочу сказать еще одно: в школу ребенок ходит не за оценками! Поэтому ругать за них, требовать «пятерок» – дело неблагодарное. Дети легко умеют выворачиваться: они с легкостью договариваются с кем-то из одноклассников – и Алле! – в тетрадке появляется вожделенная отметка. Только что за этим стоит? Получается, приучаем сразу же ко вранью? А вот отмахиваться не стоит: потом еще как хлебнешь в старших классах, когда все оценки перед выпускными экзаменами окажутся липовыми…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *